Мессианская роль русского народа
(выдержки
из дневника Ф.М. Достоевского, июль – август 1877г.,
гл. 2, II «Признания славянофила»;
гл. 2, III ««Анна Каренина» как факт особого
значения»)
Славянофильство – объединение всех славян под верховным началом России, которое заключает в духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия скажет всему миру своё новое слово, которое будет сказано во благо и воистину в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начало которого лежит в гении славян, и преимущественно в духе великого народа русского. Всё это объясняется нашими объявленными намерениями и целями. Не покорять, не приобретать, не расширять границы наши, а освободить, восстановить угнетённых и забитых, дать им новую жизнь для блага их и человечества. Именно Россия способна предпринимать такие задачи и цели.
Пророчествуем, что лишь Россия заключает в себе начала разрешить весь земной роковой вопрос низшей братьи, без боя и без крови, без ненависти и зла. Что указывает на такое пророчество? Это мессианская историческая роль России, которая, жертвуя своим народом, освобождала от турецкого ига народы Балкан, шведского - народов Прибалтики, от французов и немцев - народы Славян и Европы, (сюда следует причислить примеры из истории: освобождение от татаро-монгольского ига, освобождение Славян и Европы от фашистов).
Прирождённое нам духовное братство всё яснее и яснее выходит наружу из-под всего, что давило его веками, несмотря на сор и грязь, которая встречает его теперь, грязнит и искажает черты его до неузнаваемости.
Пушкин – один из величайших русских людей, заключающий в себе прообраз всего будущего. В нём видим Всемирность России, её отзывчивость и действительное, бесспорное и глубочайшее родство её гения с гениями всех времён и народов мира. Мысль его о всемирности России исполнена им на деле, заключена вековечно в гениальных созданиях его и доказана ими. Пушкин - человек древнего мира, он и германец, он и англичанин, глубоко осознающий свой гений, он и поэт Востока. Всем этим народам он заявил, что русский гений знает их, понимает их, соприкоснулся им как родной, что он может перевоплощаться в них во всей полноте, - этим показал, что одному только русскому духу дана всемирность, дано назначение в будущем постигнуть и объединить всё многоразличие национальностей и снять все противоречия их.
Говоря о всемирности русского духа, нельзя не сказать о громадном значении русского языка, сущность которого состоит в духовной первооснове, которая является праведной, правдивой, правдоносной. По отношению к ней выстраиваются все другие слова и стоящие за ними понятия, заложенные в их корневой основе, имеющие могущественную Святую Силу, несущую благо. Примечательно в русском языке, как отмечено языковедами, просматривается чёткое различие между земным (мирским) и вселенческим (небесным), телесным и духовным, временным и вечным. Стремление к духовному богатству есть более высокая цель, чем погоня за ускользающими материальными благами. «Ищите же, прежде всего Царства Божия и Правды его, и это всё приложится вам», - говорит Писание: Ев. от Матфея 6,33.
Другая мысль Пушкина – это поворот его к народу и упование на силу его,- только в народе обретётся всецело наш русский гений и сознание назначения его. С Пушкина начался сознательный поворот к народу. Пушкин – самое яркое, твёрдое и неоспоримое доказательство самостоятельности русского гения и права его на величайшее мировое, общечеловеческое и всеединящее значение в будущем.
Все споры и разъединения наши произошли от ошибок отношений ума, а не сердца. Ошибки отклонения ума исчезают скорее и бесследно, чем ошибки сердца. Первое излечивается неотразимой логикой событий живой действительности жизни, которые сами в себе заключают необходимый и правильный вывод и указывают прямую дорогу. Ошибки в сердце есть вещь страшно важная: это есть уже заражённый дух, иногда даже нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими факторами, сколь бы они не указывали на прямую дорогу. Напротив, происходит даже так: перерабатывающая эти факторы на свой лад, ассимилирующая своим заражённым духом, скорее умрёт вся нация, сознательно, то есть даже поняв свою слепоту, но не желая уже излечиться.
В Европе неспокойно, видно уже подошли сроки уж чему-то вечному, тысячелетнему, тому, что приготовлялось в мире с самого начала его цивилизации.
У нас, русских, есть, конечно, две страшные силы, стоящие выше всех остальных во всём мире, то - всецелость и духовная неразделимость миллионов народа нашего и теснейшее единение его с монархом.
Человечество ничего не может предугадать, может только предчувствовать.
Удивления в простом народе о жертвеннических поступках его соотечественников такого же сословия, не бывает, и быть не может, потому что жертвенность присуща всему простому русскому народу – это его суть. Но случись подобный факт в каком-либо народе: англичан, немцев, французов и т.д., то они, при проявлении факта прокричат на весь мир.
Факт жертвенности –
это высшее проявление любви у русских народов, - это суть их бытия, - это
божественная сущность их Святого Духа, данная им от Святых Богов Вселенной.
Идеалом славянофилов было служение в духе истинной широкой Любви, без лжи и материализма и на основании личного великодуховного примера, которой предназначено дать особую роль русскому народу во главе свободного обще человеческого единения на Житейнице Земля, - это чувство русского народа - факт, не подлежащий сомнению, есть живое главнейшее его свойство духа, которого нет ни в одном народе. Это есть национальная идея всемирного общечеловеческого единения.
Это значит, прекратив все раздоры, стать русским, не меняя своей национальной особенности бытия, русским по отношению друг к другу на основе духовных ценностей нового русского человека.
Нравственные устои русского современного человека:
- сострадательность до самопожертвования;
- бескорыстность отрешённая;
- пренебрежение к власти полное;
- долготерпение до беспредельности;
- коллективность братская